Здоровая семья – здоровое общество.
Здоровая семья – здоровое общество.
Здоровье детей находится в тесной зависимости от состояния здоровья их родителей и отражает семейное благополучие.
В структуре первичной заболеваемости первое место занимают болезни органов дыхания с увеличением заболеваемости детей хроническими болезнями миндалин и аденоидов, а также респираторными нарушениями с аллергическим компонентом. На втором месте в структуре причин заболеваемости детей стоят болезни нервной системы и органов чувств, динамика которых за последние 8 лет характеризуется достоверным ростом. На третьем месте в структуре заболеваемости детей в возрасте 0-14 лет находятся несчастные случаи, травмы и отравления, и в последние годы также отмечается увеличение данного показателя. Существенный вклад в формировании заболеваемости детей в результате несчастных случаев, травм и отравлений вносят травмы конечностей (67%), частота которых растет из года в год. Значительный удельный вес в общем числе травм также занимают травмы головы и шеи (12%).
Самый высокий уровень первичной заболеваемости среди детей регистрируется в возрасте 0-4 года. Дети данного возраста формируют 36,6% общей заболеваемости детей от 0 до 14 лет (в том числе 41,2% - первичной заболеваемости). Наиболее неблагоприятным является достоверное увеличение числа детей с признаками недостаточности питания в этом возрастном периоде.
Следует также отметить существующую тенденцию «омоложения» ряда заболеваний, в том числе сердечно-сосудистой и эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта неинфекционной патологии, опорно-двигательного аппарата и других, наносящих огромный экономический и социальный ущерб. По данным российских авторов распространенность гипертонии в возрасте 10-17 лет составляет 9-15%. Данные тенденции наблюдаются при ситуации, когда значительную роль в сдерживании клинических проявлений большинства заболеваний играют мощные компенсаторные и адаптивные механизмы растущего организма. Именно они не позволяют перейти факторам риска границу «здоровья – болезнь». Таким образом, в настоящее время воздействие факторов риска превышает пороговые значения, и начало хирургических заболеваний у лиц 20-29 лет приходится на пубертатный период.
В связи с этим сохранение и укрепление здоровья детей и подростков немыслимо без формирования у них и в их семьях здорового образа жизни, и семья должна принимать активное участие в 6-ти основных направлениях, способствующих решению данной проблемы:
- Формирование понятий здоровья и болезни у детей и подростков.
- Рациональное питание.
- Рациональная организация учебной деятельности.
- Свободное время и образ жизни.
- Преодоление вредных привычек.
- Занятия физической культурой и спортом.
1.Формирование понятий здоровья и болезни у детей и подростков.
В настоящее время медицинская активность (культура) населения остается недостаточной. Социологические исследования показали, что при распределении ценностных ориентаций никто из подростков не вспомнил о здоровье, и только среди причин, препятствующих полному использованию возможностей досуга, на 7-е место было поставлено плохое здоровье.
Безразличие или негативное отношение подростков к профилактике болезней формируется, с одной стороны, вследствие однотипности и стандартности профилактических мероприятий, с другой – оно обусловлено явным непониманием всех грозных последствий и осложнений развившегося заболевания. Исходя из этого, для детей нужна целенаправленная деятельность средств массовой информации: передачи телевидения вносят значительно больший вклад в детские представления о здоровье, чем материнское влияние. Дети, имеющие больший доступ к информации о строении тела, лучше знают об органах, частях тела и их функциях, о причинах болезней. Однако освоение информации без помощи взрослых не только не приводит к желаемому результату, но часто и осложняет положение (например, боязнь узнанного).
Немногие дети 8-12 лет понимают разнообразие причин болезней и чаще убеждены, что для обязательного развития болезни достаточно попадания микроба в организм, и часто рассматривают свои болезни как наказание за плохое или запрещенное поведение.
Таким образом, необходимо формирование у ребенка устойчивого представления о том, что самое ценное у человека в жизни – его здоровье.
2. Рациональное питание.
Рациональное питание – это физиологически полноценный прием пищи с учетом пола, возраста, характера физических нагрузок и других факторов.
Особое место алиментарные расстройства занимают в подростковом периоде. В результате увеличения темпов роста и повышения физической активности в норме потребности в пище у подростков высоки.
Как известно, все большее распространение в мире приобретает так называемая быстрая пища. Однако большая часть блюд данной категории пищи содержит слишком много жиров и соли, вызывая опасность возникновения сердечно-сосудистых и других заболеваний в будущем.
У подростков выделяют два типа недостаточности питания: непроизвольная, связанная с недостатком пищи, и произвольная, связанная с самостоятельно выбранной диетой. В обоих случаях снижается сопротивляемость инфекционным заболеванием, усиливающим, в свою очередь, проявления недостаточности питания.
В отличие от мальчиков, большинство девочек0школьниц болезненно реагируют на недостатки фигуры и заняты проблемой массы тела, предпринимая попытки к ее снижению. При этом внимание к массе возрастает по мере приближения начала менструаций. Стремление к преданию своему телу «идеальной» формы разнообразными диетами в значительной степени связано с предлагаемыми средствами массовой информации стереотипами. При этом необходимо учитывать, что строгая процедура потребления пищи, доведенная в ряде случаев до абсурда, может заканчиваться одним из видов пищевого расстройства нервно-психического характера – анорексией или булимией. Поэтому современные тенденции в данной области должны быть направлены на сохранение относительно постоянной массы тела в период пубертатного скачка роста.
3. Рациональная организация учебной деятельности.
Особого нервно-психического напряжения требует учеба, которая является разновидностью умственного труда и нуждается в регламентациях на основе гигиенических принципов. Оптимальной с гигиенических позиций можно считать организацию, обеспечивающую сохранение устойчивой работоспособности в процессе учебных занятий без развития выраженного утомления. От перегрузок учебными занятиями, прежде всего, страдают самые старательные ученики. В настоящее время педиатры все чаще встречаются с «синдромом отличника», т.е. с хроническим переутомлением учащегося. У девочек-отличниц, например, он проявляется задержкой полового развития, ювенильными кровотечениями, инфантилизмом, а в последующем и нарушением ре5продуктивной функции. У них эта патология встречается чаще, чем у остальных сверстниц.
Для обеспечения правильного и гармоничного развития детей необходимо, чтобы учебная нагрузка соответствовала из возрастным возможностям и позволяла сохранять работоспособность. Нельзя забывать, что выполнение любой работы состоит из нескольких периодов: 1 – врабатывания; 2 – устойчивой работоспособности, или оптимального состояния, зависящего от вида работы и состояния организма; 3 – компенсаторной перестройки, когда появляются лишь первые признаки утомления; 4 – утомления при продолжающейся работе.
Изучение колебаний работоспособности учащихся в возрастном аспекте также позволило выделить несколько периодов, характеризующихся наибольшими неблагоприятными сдвигами работоспособности. Таким первым критическим периодом является начало обучения в школе, когда ребенок должен адаптироваться к новым условиям, нагрузке, обязанностям, режиму. В 4-м классе в связи с введением предметного обучения показатели работоспособности вновь ухудшаются. И, наконец, на завершающем этапе среднего образования из-за увеличения учебной нагрузки наблюдаются значительные изменения работоспособности как в течение дня, так и в течение недели и учебного года. К факторам, способствующим формированию неблагоприятного характера динамики работоспособности, относятся: а) отклонения в состоянии здоровья; б) отягощенность раннего онтогенеза; в) неблагоприятные микросоциальные условия; г) дополнительные нагрузки (музыкальная школа, спортивная секция и т.д.). наибольшее негативное влияние оказывает комплексное сочетание неблагоприятных биологических и социальных факторов.
Особой заботы родителей требуют школьники с низким исходным уровнем работоспособности и с быстро наступающей в результате учебной работы выраженной усталостью. Эти дети могут быть отнесены к так называемой группе риска.
4. Свободное время и образ жизни.
Разнообразие досуговой деятельности позволяет формировать у детей соответствующую структуру потребностей и ценностных установок.
С позиции здорового образа жизни при просмотре телепередач, как вида времяпрепровождения, важно учитывать как продолжительность, так и характер осваиваемых духовных ценностей. Специальными исследованиями установлена максимальная продолжительность просмотра телевизионных передач (не вызывающая перенапряжения зрительных функций): для младших школьников – 1 ч, для школьников среднего возраста – 1,5 ч, старшего – 2 ч – не более 2-3 раза в неделю.
Значительную роль в досуге играет музыка. Установлено, что менее 10% школьников любят камерную, оперную и симфоническую музыку; 80% увлечено вокально-инструментальной рок-музыкой. В результате прослушивания последней повышается возбудимость, появляются быстрая утомляемость и нарушение сна, снижается работоспособность и продуктивность умственной деятельности.
5. Преодоление вредных привычек.
Подростковому возрасту свойственно так называемое аддитивное поведение (от англ. Addiction – пагубная привычка, порочная склонность), под которым понимают злоупотребление различными веществами, включая курение табака и алкоголь, изменяющими психическое состояние до того, как от них сформировалась физическая зависимость. Средняя интенсивность курения прогрессивно увеличивается с возрастом. Выявляется тесная связь с курением детей-сверстников. В некурящих семьях пробуют курить в 1,7 раза меньше мальчиков и в 3,1 раза меньше девочек по сравнению с курящими семьями.
В процессе распространения среди школьников употребления алкоголя большую роль играют социальные факторы и факторы внешнего окружения. По-видимому, с этим связана низкая эффективность существующих систем против алкогольного воспитания подростков.
Нарко - и токсикомания являются серьезной проблемой во многих странах. У врачей растет озабоченность в связи с распространением такого явления, как нюхание различных летучих веществ (клей, бензин и др.), поскольку смерть в результате этого может наступить даже при первой попытке. Те, кто делает это регулярно, могут в зависимости от вдыхаемого летучего вещества нанести необратимый вред своему мозгу, периферической нервной системе, почкам, печени, сердцу и оказываются в группе высокого риска развития хронического алкоголизма.
В этой связи необходимы раннее выявление детей, склонных к психологической дезадаптации, употреблению алкоголя, нарко и токсикомании и своевременное проведение корригирующих психотерапевтических мероприятий для облегчения прохождения ими критического подросткового периода.
6. Занятия физической культурой и спортом.
Резкое изменение в образе жизни современного человек («максимум комфорта, минимум движений») привело к ограничению двигательной активности его органов и систем. В результате гиподинамии в организме происходят патологические изменения углеводного, жирового, белкового и минерального обмена веществ, падает активность ферментов, появляются деструктивные сдвиги в клетках и, прежде всего, в скелетной мускулатуре, снижается функция сердечной мышцы и т.д. недостаточная двигательная активность отражается и на психической деятельности: появляются сонливость или бессонница, вялость и раздражительность. Вследствие быстро наступающего утомления снижается умственная работоспособность.
О двигательной активности ребенка надо начинать заботиться еще до его появления на свет. Многим будущим матерям свойственны малоподвижный образ жизни и традиционная ориентация на повышенное питание «за двоих», что означает для них «ждать ребенка». В таких условиях расход питательных веществ у плода лимитируется, и он лишается стимулов к двигательной активности. Ему не нужно «зарабатывать себе на жизнь». Мышцы его включаются реже, рост тормозится, развитие идет медленнее. Биологическое значение движения в раннем онтогенезе не ограничивается только освоением более широкого диапазона двигательных навыков. Ребенок, которому с первого дня рождения обеспечивается необходимая мышечная свобода, не только быстрее пополняет арсенал динамических стереотипов, но и значительно обгоняет сверстников, как в психическом, так и в интеллектуальном развитии.
Формирование здорового образа жизни является основной профилактикой заболеваний. В нем реализуется самый ценный вид ее – первичная профилактика заболеваний, предотвращающих их возникновение и расширяющийся диапазон адаптационных возможностей человека.
По интересующим вопросам обращаться
УЗ «Климовичская ЦРБ»
2-ой этаж женская консультация с 9.00 до 13.00
Либо по телефону 8(02244) 56353
1-ый этаж детская консультация, кабинет здорового ребёнка
С 9.00 до 12.00
Либо по телефону 8(02244) 56121
Алкоголь по своему действию на организм человека относится к наркотикам.
Попадая из желудочно-кишечного тракта в кровь, он быстро разносится по всем органам и тканям, но в большей степени накапливается в мозгу. Так если концентрацию алкоголя в крови условно принять за единицу, то в печени она будет равняться 1,45, а в головном мозгу 1,75. У спортсменов, употребляющих спиртные напитки алкоголь и продукты его распада постоянно накапливаются в мозгу, что неизбежно отрицательным образом сказывается на спортивных результатах.
Опытным путем установлено, что после принятия 60гр. Чистого алкоголя угнетается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за скорость принятия решений.
Так если время ответной реакции здорового человека на внешнее раздражение колеблется от 0,2 до 0,5 сек., то в состоянии опьянения она замедляется на 0,3 – 0,7 сек. Одновременно увеличивается время обработки поступившей информации, изменяются биотоки мозга, что приводит спортсмена к нервному перенапряжению. Однако ему иллюзорно кажется, что наступает успокоительная разрядка.
В этом и заключается коварство алкоголя, как наркотика.
Зачастую только одна рюмка водки может стать причиной нарушения слухового и зрительного восприятия. При этом нарушается способность правильно определять расстояние и световые сигналы. Психологи установили, что даже небольшая доза алкоголя ослабляет способность быстро и точно решать логические и математические задачи. До приема алкоголя здоровые люди за 10 мин. производят сложение 1215 чисел, а после принятия лишь 960. На следующий день производительность труда у них была ниже первоначальной и только на 3-й день она достигла исходного уровня. Принятый натощак алкоголь достигает мак-стимульной концентрации в крови через 40-60 мин., а при наполненным пищей желудке через 1,5-2 часа.
Через час количество фиксированного алкоголя начинает падать, но полностью он исчезает из организма, примерно, через 15 суток. Под влиянием ферментов алкоголь окисляется во всем организме, но до 80% в печени. Продукты его распада в 10 раз токсичнее самого алкоголя и в 200 раз сильнее угнетают клетки головного мозга. При повторном приеме спиртного нарушение мозговой деятельности продолжается до 20 дней. При длительном употреблении работа головного мозга и всей нервной системы в нормальное состояние так и не приходит.
Употребление алкоголя наносит серьезный вред не только нервной системе, но и всему организму в целом. Так его мощное раздражающее действие испытывает пищеварительная система, сильно повышается нагрузка на сердечно-сосудистую систему, что мешает их правильной работе. Как следствие наблюдается раздрай в работе всех систем и органов организма, а это в свою очередь крайне негативно сказывается на спортивных результатах
К сожалению, среди некоторых спортсменов бытует неверное мнение о том, что малые дозы алкоголя стимулируют работоспособность и согревают в холодную погоду. Алкоголь не согревает организм. Он вызывает расширение кровеносных сосудов кожи, кровь приливает к ней и человек ощущает тепло. Усиленная циркуляция крови по кровеносным сосудам кожи приводит к повышенной теплоотдаче, что приводит к ускоренному снижению общей температуры тела на 1 - 2 С0, а такое переохлаждение зачастую приводит к простудным заболеваниям.
Особую эффективность в своем негативном влиянии на человека, алкоголь проявляет при воздействии на молодой организм.
Установлено, что чем раньше начинают употреблять спиртные напитки, тем быстрее развивается привычка к ним, особенно резко это выражается отрицательным образом на спортивных результатах и на будущем потомстве. Спортсмен всегда должен помнить, что нет такого вида спорта, такого физического упражнения, на выполнение которых не влиял бы отрицательным образом алкоголь.
По интересующим вопросам обращаться
УЗ «Климовичская ЦРБ»
3-ий этаж кабинет № 29
врач нарколог – психиатр
наркологического кабинета поликлиники.
с 8.00 до 13.00
Либо по телефону 8(02244) 76199